Щелкунчик

Щелкунчик

Вистави
Новий рік

Мировая премьера - Мариинский театр Санкт-Петербурга, 6 декабря (18 декабря по н. С.) 1892

Первая постановка в Одесском театре оперы и балета - 1950

Петр Ильич Чайковский по праву считается великим реформатором балетной музыки. Именно он привнес в классическую интерпретацию балета новую динамику, сквозное развитие музыкальных тем и образов. Эти художественные принципы нашли свое яркое отражение в рождественской сказке «Щелкунчик», написанной по заказу директора императорских театров Ивана Всеволожского.

В основу либретто спектакля была положена повесть Эрнста Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (из цикла «Серапионовы братья») в переводе Александра Дюма-отца. Сюжет балета определил Иван Всеволожский, автором программы и хореографии стал Мариус Петипа.

Сначала содержание «Щелкунчика» не понравился Чайковскому. Гораздо больший интерес вызвало предложенное параллельно с ним либретто оперы «Иоланта» (оба эти произведения - двоактний балет и одноактная опера - предполагалось поставить в один вечер). Но постепенно Петр Ильич увлекся новым балетом.

Музыка «Щелкунчика» впервые прозвучала 7березня В 1892 году на одном из Петербургских симфонических концертов Русского музыкального общества (РМО). По свидетельству брата композитора, Модеста Ильича, «успех нового произведения был большой. Из шести номеров сюиты пять были повторены по единодушному требованию публики ».

Как и предполагалось, премьера состоялась в один вечер с «Иоланта» - 6 декабря 1892 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Партии Фрица и Клары (Маше) выполняли воспитанники Императорского театрального училища, которые имели выпускаться только через год.

Постановщиком «Щелкунчика» был Лев Иванов, который уже в начале работы над спектаклем заменил Мариуса Петипа, который тяжело заболел. Декорации первого действия создал Константин Иванов, второго - академик живописи Михаил Бочаров. Костюмы готовились по эскизам Ивана Всеволожского.

В репертуаре Одесского театра оперы и балета «Щелкунчик» впервые появился в 1950 году в хореографическом прочтении Вахтанга Вронского. Позже балетмейстеры Игорь Чернышев (1969), Наталья Рыженко (1985), Владимир Трощено (2008) предлагали свои оригинальные версии балета, учитывая опыт предшественников, но ориентируясь на собственное понимание музыки Чайковского, личные эстетические наклонности и требования времени.

Путь хореографов к пониманию музыки «Щелкунчика» оказался долгим. Партитура этого балета остается невероятно привлекательной и для балетного театра XXI века.

Партнери