Цыганский барон
«Цыганский барон»
оперетта в 2-х действиях
Либретто — Игнац Шнитцер
Среди работ Штрауса каждое произведение уникально, но «Цыганский барон» — одна из самых известных оперетт композитора. Именно она ознаменовала новую веху в развитии оперетты как самостоятельного жанра. История создания оперетты «Цыганский барон» удивительна и своеобразна: мечтая написать оперу, основанную на национальном венгерском сюжете, Иоганн Штраус обратился к известному литературному произведению Мора Йокаи — новелле «Саффи». С согласия автора непосредственно написание либретто было поручено известному драматургу Шнитцеру. Первоначальным планам Штрауса — представить оперу «Цыганский барон» на сцене придворного театра — было не суждено сбыться: Шнитцер и Йокаи без его ведома заключили контракт со всемирно известным театром «Ан дер Вин», и Штраусу пришлось работать над партитурой с учетом того, что спектакль будет поставлен в условиях театра оперетты. Премьера «Цыганского барона» состоялась 24 октября 1885 года в Вене, и несмотря на осуждаемое многими, смелое для того времени либретто (аристократ женится на цыганке), а также многочисленные мнения о том, что в силу возраста пик славы Иоганна Штрауса прошел, оперетта прошла с невероятным успехом. Звуки прекрасной музыки поразили самых искушенных зрителей, и вот уже более ста лет волнуют сердца, воспевая любовь и честь, гордость и достоинство.
Идет время, происходят революции и войны, государства меняют свои границы и названия, поколения уходят и приходят, а эта оперетта по-прежнему не сходит с театральных подмостков самых известных музыкальных театров, раз за разом покоряя сердца людей и пронося свое обаяние сквозь годы.
На сцене нашего театра «Цыганский барон» был поставлен дважды — в 1971 и 1982 годах — и являлся своеобразным рекордсменом по количеству сыгранных спектаклей.
Приглашаем зрителей насладиться романтикой очарования, неги и страсти, буйного веселья и всепоглощающей тоски, которые звучат в венгерских и цыганских мелодиях, умело использованных Иоганном Штраусом в этой оперетте. И, как говорил Франц Легар, «волшебство его звуков иссякнет лишь тогда, когда не будет больше жизнерадостности, когда человечество разучится смеяться, петь и танцевать».
Надеемся, это не случится никогда!